Русский English На главную
ПрессаПроектыСтудияСсылкиКонтакты

Фильмография / Мать

Мать

«Мать» 1990

Запрещенные Люди

1990 / СССР, Италия / 200 мин. / 2 серии / Cinefine Ltd (Италия), Мосфильм

Режиссер — Глеб Панфилов
Сценарист — Глеб Панфилов (По мотивам Максима Горького «Мать», «Жизнь ненужного человека» и «Карамора»)
Оператор – Михаил Аграночич, Александр Ильховский
Художник-постановщик – Валерий Кострин, Левон Лазишвили, Анатолий Панфилов, Франческо Куппини
Художник по костюмам – Ганна Ганевская
Композитор — Вадим Биберган

В ролях

Инна Чурикова – Ниловна
Виктор Раков — Павел Власов
Алексей Булдаков — Степан Сомов
Дмитрий Певцов — Яков Сомов
Сергей Маковецкий — жандармский офицер
Иннокентий Смоктуновский — губернатор
Эрнст Романов — Егор Иванович
Андрей Ростоцкий — Николай II

Формат – пленка 35мм / ДВД
Цветной
Субтитры – английские, итальянские

Информация об авторских правах на театральный показ и ДВД дистребюцию — Киностудия «Вера»

Награды

  • 1990 МКФ в Каннах. Приз жюри за выдающиеся художественные достижения (Глеб Панфилов)
  • 1990 Премия «Феликс» Европейской киноакадемии за лучшую мужскую роль второго плана (Дмитрий Певцов)
  • 1990 Премия «Ника» за лучшую работу звукорежиссера (Роланд Казарян)

Кадры из фильма

Синопсис

По одноименному роману Максима Горького и другим произведениям писателя. О драматической судьбе сына и матери, вступивших в стачечную и революционную борьбу в царской России

О фильме

На МКФ в Канне Глеб Панфилов, как автор фильма «Мать», получает приз «за вклад в киноискусство». Дома экранизацию «очень своевременной книги» ожидают холодный прием зрителей и недоумение критиков.

Когда в начале 1980-х гг. Глеб Панфилов собирался снимать фильм по повести «Мать», его намерения были изначально полемичны: фильм должен был противостоять номенклатурному Максиму Горькому — непрочитанному, подмененному параграфом «Образ Ниловны» из занудного учебника. Объясняя Андрею Тарковскому во время их встречи в Италии в 1982 г. свой выбор, Панфилов настаивал на том, что эта история предстанет «неузнаваемо знакомой»: «по существу Горький сам остался по ту сторону и только основополагал революцию…» Горький-диссидент и богостроитель, написавший «Мать» как новое Евангелие, посвященное красоте «борьбы человека с неправдою жизни»; Горький-автор антибольшевистских «Несвоевременных мыслей» в советской литературе как бы не существовал — и был невероятно популярен в среде либеральной интеллигенции. Польские события начала 1980-х гг. вернули романтизм рабочему движению и создали горьковскому роману неожиданный контекст: панфиловскую заявку тормозили из-за ненужных аналогий: «аллюзии! „Солидарность“! этого нам не хватало!» После 1985 г. экранизация основополагающего текста соцреализма снова оказалась не ко времени и для начальства (Филипп Ермаш терпеть эту повесть не мог и совершенно был убежден в том, что третья экранизация повести решительно не нужна), и для коллег: многие стали намекать Панфилову, что затеял дело «ненужное», более того — «компрометирующее» режиссера. Сам факт обращения к Горькому казался чуть ли не злонамеренным. Ведь даже Элем Климов, относившийся к Панфилову весьма доброжелательно, сказал ему: «Ты сейчас самая непопулярная личность в нашем кино». Отношение к Горькому в разгар перестройки — достаточно агрессивное: ему не могут простить ни поездки на Беломорканал, ни братания с чекистами, ни брошенного им лозунга «Если враг не сдается, его уничтожают», ни самого романа «Мать», ненавидимого со школы. Панфилов же во всех интервью настаивал, что снимает свою главную картину. Для него в этом замысле соединялось многое: вечная его тема Жанны д’Арк; «инакомыслие» героев, их упрямство в нежелании плыть по течению; «крепкий реализм» литературного материала; возможность разобраться в причинах катастрофы, произошедшей со страной. Характерно, что в качестве своего предшественника Панфилов называет экспрессивный, экспериментальный, психологически тонкий фильм Всеволода Пудовкина (с Верой Барановской и Николаем Баталовым) — возможно, в противовес патетическому монументализму экранизации Марка Донского (с Верой Марецкой и Баталовым Алексеем). Новая конъюнктура, похоже, только подстегивает режиссера, известного своей независимостью, «своим упорством в борьбе с обстоятельствами», и добавляет «к сделанному выбору мотивировку «от противного» (Андрей Плахов).

Борьба с хрестоматийным штампом за «подлинного Горького» началась уже на уровне сценария. Как известно, писатель очень трудно работал над повестью (существует шесть полноценных редакций), постепенно убирая пафос, сокращая выспренние монологи и слишком навязчивые параллели с Евангелием. Сам он считал повесть «длинной и скучной», но при этом настаивал на том, что предмет его изображения — «страшное усилие мировой трагедии», не больше и не меньше. Панфилов максимально освободил текст от прокламационной риторики, оставив от горьковского многословия немногочисленные реплики, и включил в повествование мотивы «Жизни ненужного человека» и «Караморы», героями которых у Горького выступают шпионы и провокаторы. Главным сюжетом фильма стала история подвижничества и предательства; «страшное усилие» изменить мир «словом правды» и неотвратимая расплата.

— Елена Грачёва. «Новейшая история отечественного кино». 1986—2000. «Кино и контекст». Т. V. СПб, Сеанс, 2004

Отзывы критиков

«Фильм Панфилова – явление не только нашей культурной, но и общественной жизни […] Он может повлиять в критические для страны месяцы на сознание людей, очеловечить и внутренне выпрямить многих.

Фильм «Мать» говорит о глубинных причинах исторической и нравственной катастрофы начавшейся с дерзновенной попытки установить царство Божие на земле. И никаких однозначных ответов. Никаких рецептов. Это картина элитарная и одновременно общедоступная. Политический фильм? Конечно! Но в первую очередь – произведение Мастера о вечных человеческих ценностях. Тем и актуален.»

- Юрий Ратнер, Газета «Сочи» № 77, 1991

«„Мать“ (по мотивам произведений М. Горького, 1990, премия Каннского кинофестиваля) — наиболее фундаментальная работа Панфилова, впервые обратившегося здесь к жанру киноромана. Режиссер и показал первую русскую революцию как трагедию, а Павла Власова и его мать как трагических героев.»

- Раззаков Ф. И. «Досье на звезд. Их любят, о них говорят.»,ЭКСМО-Пресс, 1999, с. 505-507.

«[…]Перестройка добавила к сделанному выбору мотивировку „от противного“: режиссер, известный своим упорством в борьбе с обстоятельствами, не захотел подчиниться их волшебно переменившемуся руслу. Раньше других Панфилов ощутил неловкость дружного следования новой конъюнктуре, согласно которой всё прямо либо косвенно связанное с соцреализмом стало почитаться дурным тоном[…]»

— Андрей Плахов «Ностальгия по большому стилю» , «Искусство кино.» 1990. № 11

«Иудину линию Панфилов снял совершенно иначе: агрессивно, насыщенно; в нее допущены и ирония, и сарказм, и истерика, и ужас. Почти все актерские удачи — отсюда: губернатор (Иннокентий Смоктуновский), жандармский офицер (Сергей Маковецкий), шпион Евсей Климков (Владимир Прозоров), его наставник из тайной полиции (Андрей Ярлыков) — и, безусловно, Яков Сомов, блестяще сыгранный Дмитрием Певцовым (недаром Певцов за эту роль получит премию „Феликс“ Европейской киноакадемии). Сцена „убийства брата братом“ и последующей вербовки (труп, висящий на печке; красавица-филерша, греющая руки у этой же печки; рыдающий, загнанный Яков; демонический тайный агент, повелевающий своими глухонемыми подручными) производит шоковое впечатление. В результате именно эта тема оказывается самой сильной, самой страшной, самой обсуждаемой.»

— Елена Грачёва. «Новейшая история отечественного кино». 1986—2000. «Кино и контекст». Т. V. СПб, Сеанс, 2004

Создатели о фильме

Глеб Панфилов

«[…] „Мать“ — это не столько экранизация, сколько новое произведение, использующее мотивы разных произведений Горького. Я так чувствую, так понимаю, так говорю, как делал фильм. Писатель многое объяснил, многое предложил к раздумью. Из сегодняшней точки особенно видны некие кольца, круговые движения, которые выписывает, казалось бы, поступательный ход нашей истории. В произведениях Горького я вижу проницательно замеченные и воссозданные очертания первого такого кольца, актуализация которого на исходе века позволяет провести сверку мечтаемого и происшедшего реально, замысла и воплощения.»

«Мать — это и о нас, нынешних. Мы вернулись к тому, от чего ушли в начале века,- к баснословному богатству и крайней бедности»

Инна Чурикова

«Фильм Глеба Панфилова „Мать“, где я также играла главную роль, многие не поняли. Насильно заученная по школьной программе книга вызывала скорее неприятие, чем понимание. А ведь Глеб Панфилов задумывал фильм как историю первых диссидентов в России и показал, что масса не поддерживала героя фильма»

Вернуться к разделу Фильмография