Русский English На главную
ПрессаПроектыСтудияСсылкиКонтакты

Фильмография / Васса

Васса

«Васса» 1983

1983 / СССР /140 мин. / 2 серии / Мосфильм

Режиссер — Глеб Панфилов
Сценарист — Глеб Панфилов (По мотивам пьесы Максима Горького «Васса Железнова» )
Оператор — Леонид Калашников
Художник-постановщик — Николай Двигубский
Художник по костюмам — Наталья Иванова
Композитор — Вадим Биберган

В ролях

Инна Чурикова — Васса Железнова
Валентина Якунина – Рашель
Валентина Теличкина – Анна
Вадим Медведев — муж Вассы
Николай Скоробогатов – брат Вассы
Ольга Машная — Наталья Железнова
Яна Поплавская – Людмила Железнова
Альберт Филозов — Юрий Васильевич Мельников
Иван Панфилов — Коля, внук Вассы

Формат – пленка 35мм / ДВД /
цветной

Информация об авторских правах на театральный показ и ДВД дистребюцию — Киностудия «Вера»

Награды

  • 1985 Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (Леонид Калашников)
  • 1985 Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (Глеб Панфилов)
  • 1985 Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (Инна Чурикова)
  • 1985 Государственная премия СССР (Валентина Теличкина)
  • 1983 МКФ в Москве (Золотой приз — Глеб Панфилов)

Кадры из фильма

Синопсис

Экранизация пьесы Горького «Васса Железнова». Россия 1913 год. Васса глава семьи и руководитель крупной судоходной компании в Нижнем Новгороде. В то время как материальное благополучие Вассы продолжает расти, её семейная жизнь претерпевает всё новые и новые сложности. Муж и отец семейства Железновых-Храповых должен предстать перед судом за растление малолетних. После тщетных усилий подкупить следствие, Вассе удаётся убедить мужа принять яд и таким образом избавить семью от позора. Но семью уже не спасти, так как она распадается сама по себе – брат Вассы, алкоголик и игрок, неприкрыто развращает и спаивает её дочерей, а беременная от него служанка совершает самоубийство. Пока сын Вассы умирает от туберкулёза за границей, его жена, революционерка Рашель, тайно возвращается в Новгород, что бы забрать своего ребёнка – любимого внука Вассы. Эта страшная семейная драма развивается в преддверии ещё более жестокой, глобальной трагедии. Подпольные общества революционеров, бунты, партия «Долой Царя» — грядёт 1917 год…

О фильме

Решение Панфилова экранизировать всем известное произведение не совсем популярного на тот период советского классика вызывает удивление и, в то же время, интерес. Что нового может раскрыть режиссёр в утратившем актуальность произведение, которое не раз было поставлено как в театре, так и в кино? Безусловно, Глебу Анатольевичу удается убедить министерство культуры, что это будет лучшая экранизация, что он создаст новый, более тонкий и проницательней персонаж Вассы.

В этом фильме, Панфилов прибегает к совершенно иным принципам экранизации: заметно осовременивает пьесу, выбрасывает многие ее куски, пишет новые, вводит целые сюжетные линии, отсутствовавшие у Горького. Удивительно, что не только критика, но и маститые литературоведы восприняли фильм как буквальное, скрупулезное следование автору — так точно Панфилов попал в интонацию Горького. Поразительно и то, что, хваля фильм за преданность пьесе, многие сетуют, что Панфилов скуп на кинематографические образы и выражения. Но всё же, фильм написан именно кино-почерком режиссёра, от первого общего плана Вассы идущей сквозь свалку, до эпизода освещения корабля, и до финальной панорамной сцены на реке, где режиссёр переносит этот же корабль в современный контекст. Потрясающе экспрессивна и сцена прихода усопшего мужа – сцена смерти Вассы. Столь сильный эффект неожиданности, жуткости и в то же время интимности, достигнут в фильме исключительно благодаря кинематографическим приемам.

Игра актёров так же мало относится к сфере театра, настолько тонки нюансы жестов, взглядов, интонаций. И вновь поразительным открытием становиться Чурикова в главной роли, прочитанной вопреки театральной традиции, мудро и человечно, с глубоким пониманием и величием этого характера, и его трагизма.

Здесь в очередной раз вырисовывается уникальная черта режиссёра и сценариста Панфилова – его умение создавать многогранный персонаж, сочетая в нём противоречивые черты объективно, но не расчетливо, трогательно, но не впадая в сентиментализм.

Сегодня фильм «Васса» не только не стареет, но он стремительно приобретает все большую актуальность, и даже безупречно переданная эпоха, богатство костюмов и декораций не мешает зрителю провести параллели с современным обществом и его нравами.

Отзывы критиков

«Роль властной Вассы уже была канонизирована Верой Пашенной в обошедшем страну фильме-спектакле, и Инна Чурикова вступала в почти безнадежную конкуренцию. Но победила: ее Васса оказалась иной, более человечной и вызывающей сочувствие, а сам фильм смотрится как психологически напряженная, шекспировских масштабов трагедия в антураже чудного старинного волжского городка. Работа оператора Леонида Калашникова выше всяких похвал.»

- Валерий Кичин «Российская Газета»

«Известный режисер Глеб Панфилов (»Начало«, „Валентина“, „Мать“, „Романовы — венценосная семья“) экранизировал пьесу Максима Горького „Васса Железнова“ в эпоху строжайшей цензуры. Однако вместо трафаретного обличения „буржуазного строя“, свойственного большинству театральных трактовок этой пьесы, у Панфилова на первый план вышла драма главной героини, миллионерши из „новых русских“ конца ХIХ — начала ХХ века. Постоянная актриса кинематографа Панфилова Инна Чурикова играет свою роль мощно и сильно. Помнится, в годы учебы во ВГИКе мне удалось побывать на съемках этой картины. И я был поражен, с какой тщательностью репетировался каждый эпизод, отрабатывалась каждая деталь самой, казалось бы, проходной темы. Эта основательность и добротность видна в каждом кадре „Вассы“ — неторопливом размышлении о судьбе русского предприниматльства, уничтоженного через несколько лет пожаром государственного переворота и гражданской войны...»

- Александр Федоров, www.kino-teatr.ru

«Инна Чурикова получилась замечательной Вассой. Она делает из своей героини, которая должна была бы вызывать антипатию, сложную натуру, и благодаря этому Васса воспринимается не просто как тиран в юбке. Она тоже жертва.»

- Роббер Шазаль «Франс-суар», 21.11.83

«Наиболее очевидной является его красота. Воспользовавшись богатством действующих лиц, фильм смакует элегантность нарядов и обстановки той эпохи. Владельцы всего этого могут быть презренными тварями, но социализм никогда не будет выглядеть так красиво.»

- Маршал Поли «Вилледж Войс», США, 29.11.1983

«Режиссёр не стремился скопировать театральную постановку. Пьеса чуствуется лишь по небольшому числу ролей, ограниченности мест действия и плотности происходящих событий. Натурные съемки и оьилие аксессуаоов достоверно воссоздают эпоху, и именно от этого исходит неповторимый шарм фильма.»

- Жан Рой «Революсьон»

Создатели о фильме

Глеб Панфилов – режиссёр

«В противоположность тому, чему долгое время верили, Васса – мать, а не какой-то монолитный персонаж; рна проницательна. Черты её характера многогранны. Это положительное существо, и возникает желание понять ее, что вовсе не означает оправдать.»

Из интервью «Ле Нувель» 24.10.1983

Инна Чурикова – Васса

«После того как мы начали фантазировать, после того как я поняла, что Васса любит своего мужа единственной сильной любовью, что она любит свой дом, своих девочек, после того как мы стали слушать романсы, которые слушала Васса, я сказала: давай попробую...»

Вернуться к разделу Фильмография