Фильмография / Валентина |
||||||
![]() |
«Валентина» 19811981 / СССР /100 мин. / «Мосфильм» Режиссер – Глеб Панфилов В роляхДарья Михайлова – Валентина Формат – пленка 35мм / ДВД Информация об авторских правах на театральный показ и ДВД дистребьюцию — Киностудия «Вера» Кадры из фильма
СинопсисЖизнь небольшого таежного городка Чулимска вращается вокруг маленького буфета в деревянном доме. Там работает молодая девушка Валентина, которая по странной для всех старших жителей города причине, не спешит уехать, как все её сверстники. Причина оказывается проста : Валентина влюблена в следователя Шаманова, закрытого, строгого, но обаятельного мужчину, который недавно приехал в Чулимск. Несмотря на его незавуалированные отношения с аптекаршей Зиной и старший возраст, Валентина находит в себе мужество признаться Шаманову в любви. До этого момента никогда не замечавший красоту и уникальность Валентины, Шаманов вдруг осознаёт, что эта милая, скромная девушка и есть его счастье. Однако Шаманову и Валентине не суждено быть вместе в этом городе, где неразделённая или вынужденная любовь являются естественным элементом жизни. Зинаида готова бороться за Шаманова, да и Павел, безответно влюбленный в Валентину, не может допустить, чтобы она принадлежала другому. Переполненный чувством собственичества и ревности, он насильно овладевает ей, надеясь, что теперь у неё не будет иного выхода, как стать его женой. Но несломленная и по-прежнему чистая Валентина решает отказаться от обоих мужчин. О фильмеКогда «Тема» еще лежала на полке, начальство разрешило Панфилову снять фильм по пьесе А. Вампилова «Прошлым летом в Чулимске». Сохраняя прием трех театральных единств — места, времени и действия – и используя небольшой актерский ансамбль, Панфилов создаёт проникновенную и глубокую универсальную историю. «Время действия 1970» — сообщает первый титр фильма, но, тем не менее, эта история могла бы произойти в любое время, в любой стране. Поражает силой изобразительной пластики и эмоционального воздействия и следующая сцена – монохромные образы ночи, странные звуки, и кусок проволоки, который спиралью свисает в центре кадра. С помощью чистых кинематографических приёмов, Панфилов и оператор Калашников вызывают острое чувство одиночества, изоляции и безвыходности. Таким образом обусловливая ключевые мотивы фильма. Скромное существование Валентины, заключается в том, чтобы подавать обеды посетителям и чинить забор, который они же и ломают, приходя и уходя из буфета. Тема и образ Вали, чинящей забор, звучит как лейтмотив в фильме. Это трагикомический символ тщетного порыва доброй души, которую не понимают и не ценят, а она вопреки всему верит, что скоро люди поймут, перестанут топтать клумбу и начнут «ходить по тротуару». Главная героиня представлена как тонкое создание, которое не принадлежит этому плоскому миру. Она словно существует в другом измерении, и даже буфет, где она работает, как будто разделен на два пространства – веранда и буфет с хамскими, грубыми, но по-своему трогательными отношениями, и пространство Валентины, где она находится одна в своём мире (наблюдает за Шамановым и Зиной, читает). Её мир отделён от них и стилистически. Свет и композиция, созданные Калашниковым в этих сценах, навеивают ассоциации с вермееровскими героинями, которые уж никак не вписываются в прозаичный пейзаж города Чулимска. Хрупкая, трогательная и наивная Валентина вызывает восхищение, а не сострадание, так проницательно и тонко сыграна и срежессирована эта роль. Её признание в любви столь мужественно и самоотверженно, что сам Шаманов, услышав его, расцветает на глазах, и с гордостью, не боясь угрозы пистолета, заявляет об этом ревнивому Павлу. Не менее стойко переживает она и страшный, унизительный ночной эпизод с Павлом. Отказавшись от шанса уехать с любимым из Чулимска, она возвращается на работу на следующее утро. Финальная сцена – это замкнутый круг сюжета и жизни Валентины: она опять чинит забор, но на это раз на её чистом лице видны следы бездумно жестокого отношения к ней окружающих её людей. Самый маломасштабный по сюжету и бюджету фильм Панфилова, «Валентина», производит очень сильное и глубокое эмоциональное и эстетическое впечатление, в чём-то схожее с эффектом от бергмановского фильма «Девичий Источник». |




