Русский English На главную
ПрессаПроектыСтудияСсылкиКонтакты

Фильмография / Тема

Тема

«Тема» 1979

1979 / СССР / 99 мин./ Мосфильм / выпуск на экран 1986 

Режиссер – Глеб Панфилов
Сценаристы — Глеб Панфилов, Александр Червинскии
Оператор – Леонид Калашников
Художник-постановщик – Марксэн Гаукхман – Свердлов
Композитор – Вадим Биберган
Монтаж- Полина Скачкова

В ролях

Михаил Ульянов — Ким Есенин
Инна Чурикова — Саша Николаева
Станислав Любшин — Бородатый
Евгений Весник – Пащин
Сергей Никоненко – инспектор ГАИ
Наталья Селезнева – подруга Есенина
Евгения Кочаева - Марина Александровна Нечаева

Формат – пленка 35мм / ДВД /
цветной

Информация об авторских правах на театральный показ и ДВД дистребюцию — Киностудия «Вера»

Награды

  • 1987 МКФ в Берлине (Участие в Основной программе — Глеб Панфилов)
  • 1987 МКФ в Берлине (Приз «Золотой Медведь», Приз FIPRESCI – Глеб Панфилов, приз CICAE (международная конфедерация арт-хаус фильмов), приз Евангелической Церкви)
  • 1986 Премия Гильдии сценаристов Союза Кинематографистов СССР (Глеб Панфилов, Александр Червинский)

Кадры из фильма

Синопсис

В поисках вдохновения и новых тем известный столичный писатель Ким Есенин отправляется в провинцию. Неожиданно для себя он обнаруживает, что здесь люди живут совсем иначе, чем в привычном ему мире. Случайно он становится свидетелем чужой любовной драмы — отъезжающего в Америку диссидента Андрея и интеллигентки Саши. Он потрясен этим сложным конфликтом и невыдуманными проблемами, где нет места ни меланхолиям, ни депрессиям. В сложившейся ситуации герой решает ехать в Москву...

О фильме

«Нравственность есть правда». Эти слова Василия Шукшина вспоминаются после просмотра фильма Глеба Панфилова «Тема». Противоречивая фигура драматурга Кима Есенина, впечатляюще сыгранная Михаилом Ульяновым, далека от хрестоматийных представлений о заслуженных писателях. Ким Есенин, не первый десяток лет растрачивающий свой талант в угоду конъюнктуре, олицетворяет собой процесс, порождаемый постоянными компромиссами в жизни и в искусстве, живучим принципом «кабы чего не вышло», желанием густо затушевать недостатки, обрисовать окружающую жизнь ослепительно-розовыми красками... Михаил Ульянов играет сильную личность. Ким Есенин на голову выше своих приятелей-беллетристов, поставивших свое перо на конвейер для получения очередного гонорара, которых нигде и никогда не мучают угрызения совести. Драма героя М. Ульянова в том, что пусть поздно, но понимает он, что нельзя так больше жить, нельзя писать вещи, нужные кому-то, а не самому художнику. Актер блестяще показывает, как в его персонаже борются две стихии: горькое прозрение, самобичевание и укоренившаяся привычка к «лауреатству». Привычка жить двойной «бухгалтерией» — вот это для себя или узкого круга «избранных», а это вот — для публики, «масс», — стала второй натурой Кима Есенина...
Глебу Панфилову всегда удавались женские характеры. Одну из главных ролей в «Теме» играет Инна Чурикова. Ее Александра по профессии — искусствовед, сотрудник местного музея. Скромная, сосредоточенная, в строгом костюме, свободно владеющая французским, она как бы олицетворяет собой лучшие черты российской интеллигенции. Она, единственная из людей, окружающих Клима Есенина во время его выезда в провинцию, говорит ему правду об истинной, а не «номенклатурной» значимости его творчества, так как органически не способна лгать даже во имя сохранения добрых отношений...
Любовь к Родине, к тем безграничным заснеженным просторам, которые так бережно и вдохновенно снимает камера Леонида Калашникова, к шедеврам русской старины, к ценностям отечественной культуры звучит в «Теме» не через абстрактные понятия, а в человеческих судьбах, в конфликтах мировоззрений, Добра и Зла, искренности и фальши, правды и лжи...
— Александр Федоров

Отзывы о фильме

«Любовь к Родине, добру, ценностям культуры выражается в „Теме“ через драматические судьбы, в конфликтном противостоянии мировоззрений. Именно такие смелые произведения, диаметрально противоположные серой, безликой массе „никчемных“ лент, необходимы нам сегодня, хотя горький опыт показывает, что именно они долгое время пробивали себе дорогу на экран с максимальными трудностями»

- Александр Федоров, «Кино» (Литва). 1986. № 11. с.7

«Панфилов, мастер глубокого и мощного социального подтекста, упрятанного за фасадом позднесоветского „большого стиля“, непререкаемой добротностью и серьезностью своего искусства сумел внушить властям невольное уважение и пользовался негромким, но прочным авторитетом. Ему дозволялось многое — и экранизация неблагонадежного Александра Вампилова (Валентина), и неканоническая трактовка присвоенной соцреализмом горьковской драматургии (Васса), и безжалостный анамнез трагедии советского сознания (Прошу слова). Но в Теме все подтексты вышли на поверхность, мотивы эмиграции и диссидентства поневоле выступили на первый план. Нарушение непререкаемых табу стало главной причиной запрета.»

— Любовь Аркус, Олег Коновалов, «Новейшая история отечественного кино». 1986-2000. Т. IV. СПб, Сеанс, 2002

«[…] в отношении Темы, с самого начала считающейся главным претендентом на гран-при, Берлин единодушен. Вокруг картины поднят невероятный ажиотаж, ее автор постоянно находится в центре внимания журналистов. Дебаты в жюри, которое возглавляет немецкий актер Клаус Мария Брандауэр и где от нас представительствует Виктор Демин, длятся непривычно долго. Но в результате, как и ожидалось, Тема, конкурировавшая с фильмами Оливера Стоуна(Взвод), Клода Шаброля (Маски), Марты Месарош (Дневник для моих любимых), получает «Золотого Медведя» (а также премию FIPRESCI и несколько наград от международных организаций).»

- Дмитрий Савельев, «Новейшая история отечественного кино». 1986-2000..Т. IV. СПб, Сеанс, 2002

«Управление по политико-воспитательной работе МВД СССР ознакомилось со сценарием Г. Панфилова и А. Червинского „Тема“ и считает необходимым сделать некоторые замечания. Эпизод встречи писателя Пащина с инспектором ГАИ, введенный, по-видимому, для „оживления“ действия, на наш взгляд, дискредитирует работника милиции.

А эпизод с призывами в свидетели дедушки Федора воспринимается как фарс, как откровенная насмешка.

В связи с вышеизложенным УПВР МВД СССР не может согласиться с такой трактовкой образа милиционера и возражает против показа его как представителя власти в нелепом и унизительном положении.»

— Зам. начальника Управления  Я. М. Дуюнов, Управление по политико-воспитательной работе, Министерство внутренних дел СССР, гор. Москва 11.ХII.78 г.

Вернуться к разделу Фильмография