Русский English На главную
ПрессаПроектыСтудияСсылкиКонтакты

Фильмография / Начало

Начало

«Начало» 1970

1970 / СССР / 91 мин / мелодрама / Ленфильм

Режиссер – Глеб Панфилов
Сценаристы — Глеб Панфилов, Евгений Габрилович
Оператор – Дмитрий Долинин
Художник-постановщик – Марксэн Гаукхман – Свердлов
Художники по костюмам – Галина Антипина, Наталья Васильева
Композитор – Вадим Биберган
Монтаж – Маруся Амосова

В ролях:

Инна Чурикова — Паша Строганова, Жанна Д’Арк
Леонид Куравлев — Аркадий
Валентина Теличкина — Валя
Татьяна Степанова — Таня
Михаил Кононов — Павлик
Евгений Лебедев – Кошон
Юрий Клепиков – режиссёр
Нина Скоморохова – жена Аркадия
Татьяна Бедова – невеста Павлика
Геннадий Беглов – 2ой режиссёр
Юрий Визбор — Степан Иванович
Людмила Аринина – начальник актерского отдела

Формат – пленка 35мм / ДВД
черно-белый

Информация об авторских правах на театральный показ и ДВД дистребюцию — Киностудия «Вера»

Награды

1971 МКФ в Венеции (Приз «Серебряный лев Святого Марка» — Глеб Панфилов)

Кадры из фильма

Синопсис

Прасковья Строганова — молодая провинциальная девушка не самой яркой внешности. Она живет неспешной жизнью, ходит на танцы (в основном, что бы подержать зонтики и сумочки своих подруг, пока они танцуют), играет Бабу Ягу в самодеятельном театре. В определённый момент в её жизни происходят перемены – на танцах к ней походит молодой человек, не с целью подшутить над ней, нет, он действительно хочет с ней потанцевать. А этого Паше достаточно, что бы влюбиться в него с первого знакомства. И совсем нежданно, в театр самодеятельности заходит режиссёр из Москвы, который предлагает ей главную роль в фильме o Жанне Д’Арк. К сожалению, не всё так безоблачно. Её избранник оказывается женат, и Паша вовлекает себя в пресловутый любовней треугольник. Её работа в кино встречена с непониманием от сценариста и чиновников – не все видят и ценят её уникальность, так как ценит её режиссёр. Но, несмотря на порыв отчаяния и слабости, Паша собирается с силами и делает правильный выбор. Пусть её жертва не так велика, как подвиг её кино героини Жанны, но Паша решается отказаться от любимого и закончить работу над фильмом. Результат – овация зрительного зала, и одинокий, но улыбающийся, образ Паши на огромной афише к фильму «Жанна Д’Арк».

О фильме

«Начало» — это признание в любви режиссера Глеба Панфилова своей музе Инне Чуриковой. После первого совместного творческого опыта ( «В огне брода нет») Панфилов пишет сценарий «Начала» специально для неё, и дает ей не одну, а сразу две непростые характерные роли Прасковьи (Паши) Строгановой и великой француженки Жанны Д’Арк. Более того, судьба самой Чуриковой и её история становления как актрисы прослеживается в подтексте фильма. С начальной сцены фильм говорит, что это будет повествование как о Паше/Жанне, так и об Инне – о неординарном человеке, о творце, одарённом от природы. Впечатляющая стилистическая находка — немая сцена, монтаж фотографий Чуриковой, отслеживающий её жизнь от рождения до сегодняшнего дня, таким образом переплетает жизнь актрисы и киноперсонажа, и придает фильму легкий оттенок документальности.

Более того, тот, кто знает, как формировался дуэт режиссёра Панфилова и актрисы Чуриковой, заметит, что в «Начале» пересказана эта история. Паша играет роль Бабы Яги в детском самодеятельном театре, и режиссёр (Альтер-эго Панфилова, в фильме у него нет имени), увидев её в этой роли, осознаёт, что именно она создана для роли Жанны Д’Арк. Безусловно, подбор актера на роль Режиссёра был не случаен – Юрий Клепиков, не только обладает физическим сходством с Панфиловым, но так же является выходцем из одного творческого поколения 60х, сценаристом многих фильмов коллег и однокурсников Панфилова.

Таким образом, можно сказать, что в фильме существует не две, а три истории. Первая это основная сюжетная линия Паши Строгановой, провинциальной девушки, самоотверженно влюблённой в женатого мужчину и не боящейся в этом признаться публично, которая волей случая получает главную роль в фильме о Жанне Д’Арк. Её актёрская судьба тоже претерпевает большие сложности: эфемерность славы и успеха даёт о себе знать рано или поздно. Закончив фильм, она возвращается в провинцию, и ждёт, когда кто-то ещё заметит её «специфическую фактуру».

Вторая, это бессмертная история Жанны Д’Арк. Это история хрупкой женщины, чья сила духа позволяет ей противостоять жестокому (мужскому) миру. Её вечная загадка заключается именно в сочетании женской, девичьей тонкости с нечеловеческой силой духа и веры. Она может себе позволить заплакать от страха перед битвой, но умирает она на костре с непоколебимым ни болью, ни ужасом лицом, крепко сжимая в руках крест.

И третья, это история «между строк», история зарождения великого творческого (и семейного) союза Глеба Панфилова и Инны Чуриковой. Это «начало» их совместного пути; 1970 год, позади один фильм, а впереди ёще «Тема», «Васса», «Мать» и многое другое.

Смотря этот фильм сегодня, порой сложно отделить Чурикову от её очаровательной героини, настолько схожи их истории. И в финальной сцене, уже сложно сказать Паша это, или Инна стоит на сцене и восторженно, со слезами на глазах, принимает овацию зала.

Отзывы критиков

«В Инне Чуриковой мне интересна ее неповторимость. Она необыкновенно выразительна. Я верю каждому ее движению, взгляду. Верю ее глазам. Никогда не забуду, как она угощала своего любимого: „Ешьте, это птица“, как держалась, смотрела на него. И — делалась красивой! Талант делает человека красивым»

- Фаина Георгиевна Раневская

«Жанна Чуриковой потрясала: казалось, точнее и сильнее играть невозможно. А любишь-то не Жанну, а Пашу, с ее непредсказуемыми переливами интонаций от обиды до радости; с ее жаждой отдать любовь, позволить любить (больше ничего не надо — умоляют глаза); с ее размашистой, квази-»цветаевской«страстью к... милому смешному Куравлеву; с ее трогательно-простонародной жаждой «культуры»; с ее высочайшим строем чисто женской души»
— Татьяна Москвина, «Сеанс», 1993. № 8

«[…]фильм Панфилова о мощи человеческой веры — в дело, в призвание, в талант, в счастье, наконец, — об этой стихийной и побеждающей силе, которая […] провинциальную дурнушку Пашу Строганову могла превратить в страстно влюбленную и по-своему обаятельную женщину и в Жанну д’Арк.»

- Мая Туровская,«Искусство кино», 1971. № 1

«Невозможно подражать Паше Строгановой из „Начала“. Жила, работала, как все мы, бегала на танцы, участвовала в самодеятельности, мечтала выйти замуж, как вдруг почти волшебным, чудесным путем, необыкновенным шансом обрела свою судьбу. „Дайте мне крест!“ — кричит она, превратившись в Жанну д’Арк, оклеветанную, преданную своими, но не отступившуюся символа веры. И если та французская героиня, ставшая легенде получила свой крест, то наша, нынешняя, страдает как раз от нереализованной душевной потенции.»

- Демин, В. Первое лицо. М., 1977

Создатели о фильме:

Глеб Панфилов — режиссёр

«После первой постановки родился замысел фильма о Жанне д’Арк, который, как мне и тогда и теперь представляется, наиболее полно выражает мое представление о мире, о людях, об обществе, о бытии, причем не о конкретном замкнутом — географически или исторически — пространстве, а о мироздании, о целом. Была задумана программная вещь, в нее укладывалось все — от моего личного опыта до накопленных человечеством раздумий о человеке, о государстве, о любви, о долге, о Боге, об антихристе, наконец. Это действительно редчайший сюжет, в котором заключено все, что только можно себе вообразить»

«По всесоюзному опросу журнала „Советский экран“ Инна Чурикова была объявлена лучшей актрисой за 1971 год, а лучшим актером был объявлен Иннокентий Смоктуновский»

Нереализавнная идея фильма о Жанне Д Арк: «Денег не дали. Видимо, по идеологическим причинам. Ну почему Жанна д’Арк, а не Зоя Космодемьянская? Почему Франция, а не Россия? Художнику трудно ответить на эти вопросы. Образ Жанны всегда меня волновал своей мощью, одухотворенностью. У нее была большая идея – сделать свою страну свободной. И она осуществила ее — это феноменально. Она волновала и волнует меня как личность.

Я убежден, что какова бы ни была у человека профессия, жизнь его плодотворна лишь тогда, если освещена большой идеей. Вот об этом я страстно мечтал сделать картину. Мне поставили условие – прежде снять фильм на современную тему. Я снял „Прошу слова“. После этого мне предложили определенную сумму – бери и ставь на здоровье. Это было примерно как у Сталина с дочерью, когда он дал Светлане десять рублей и сказал, чтобы ни в чем себе не отказывала. То есть, в моей ситуации это была просто форма отказа. Вели переговоры с французскими продюсерами. Но они тоже зашли в тупик. Французы хотели видеть в главной роли либо Катрин Денев, либо Ванессу Редгрейв. А я не представлял себе фильма без Инны Чуриковой. Так что не удалось… Это для нас по сей день большое переживание.»

Вернуться к разделу Фильмография