Русский English На главную
ПрессаПроектыСтудияСсылкиКонтакты

Фильмография / Прошу слова

Прошу слова

«Прошу слова» 1975

1975 / СССР / 145 мин. / 2 серии / драма/ Ленфильм

Режиссер – Глеб Панфилов
Сценарист — Глеб Панфилов
Оператор – Александр Антипенко
Художник-постановщик – Марксэн Гаукхман – Свердлов
Художник по костюмам – Наталья Васильева
Композитор – Вадим Биберган
Монтаж- Муся Амосова

В ролях

Инна Чурикова – Елизавета Уварова
Николай Губенко — Сергей Уваров
Леонид Броневой — Алтухов
Василий Шукшин — Федя, драматург
Николай Сергеев — Бушуев
Эрнст Романов — Козлов
Вадим Медведев — Владимир Викентьевич

Формат – пленка 35мм / ДВД /
цветной

Права на театральный показ и ДВД дистребюцию — Совэксопрт Фильм

Награды

1976 МКФ в Барселоне (Диплом за цветовое решение — Александр Антипенко)

1976 МКФ в Карловых Варах (Юбилейный приз фестиваля — Глеб Панфилов)

Кадры из фильма

Синопсис

История женщины вышедшей из простых работниц и выдвинувшейся в мэры города. Попав на должность, которую прежде занимал мужчина, Елизавета Уварова не задумываясь, притупляет свои женские инстинкты и приносит семейный уют в жертву всеобщего социального блага. Целеустремленная и уверенная в себе, Елизавета намерена улучшить жизнь порученных ей граждан. В её полномочия входят все социальные секторы, от спорта, и культуры, до строительства нового моста и городского района на другом берегу реки. Несмотря на её совестливость и добродетельное отношение к советскому народу, судьба наказывает её самым жестоким образом – она забирает у неё сына. Но парадокс личности Елизаветы Уваровой заключается в том, что даже такая трагедия не силах сломить её дух и чувство долга перед обществом.

О фильме

После тщетных попыток Панфилова и Чуриковой добиться разрешения властей на съемки фильма о Жанне Д’Арк, режиссёр по просьбе тех же властей обращается к современной теме. Но выполняя, по сути, социальный заказ, Панфилову удалось создать очередное авторское произведение. Перевернув общепринятую догму, он создает фильм о «государственной женщине», не обретающей себя в служении государству, а теряющей себя в нем – при всех прекрасных ее устремлениях и благородных человеческих качествах.

Персонаж, созданный Чуриковой и Панфиловым, во многом напоминает прежних героинь, но если в прошлых фильмах они приглашали зрителя к сопереживанию, то здесь – к анализу и осмыслению. Почему погиб сын Уваровой? От нелепой случайности? Или эта случайность была запрограммирована ее собственным характером и образом жизни? Ее догматической верой в идеалы, не подтвердившиеся реальностью, узостью ее духовного кругозора, ее увлечением спортом? (страшная ирония заключается в том, что Уварова чемпион по стрельбе, а сын принимает смерть от орудия успеха матери).

Эта трагическая история женщины на мужском месте передана в фильме в форме «флэш бэк». Начиная с нелепой скоропостижной смерти её сына, фильм вместе с главной героиней возвращается в прошлое, в то время, где сын только родился, где он подрастает, где впереди у него светлое будущее.

Вся жизнь Елизаветы с момента вступления в должность — это конфликт женского начала с началом общественным (бесполым). И эта борьба чувств (советского) долга и долга материнского, постоянно отображена на её невозмутимом, но в то же время уязвимом и хрупком лице.

Тема сильной женщины на рабочем месте всегда имела большой резонанс в советском обществе, и с годами, когда понятия семьи и брака для современной женщины становятся всё более и более размытыми, работа Панфилова обретает новое звучание и значимость.

Фильм был удостоен награды Международного кинофестиваля в Карловых Варах. Критика отметила смелые поиски нового киноязыка, новые монтажные принципы, апеллирующие к зрительскому сотворчеству

Отзывы критиков

«Прошу слова» — самый неоднозначный, переломный для панфиловского миросозерцания фильм.
Зара Абдуллаева «Искусство кино». № 11, 1990.

«Инна Чурикова совершенно гениальна в роли предгорисполкома Елизаветы Уваровой — „железной леди“ провинциального разлива. Идея фильма пришла режиссеру Глебу Панфилову, когда ему рассказали о женщине, которая схоронила сына и сразу с кладбища пошла, проводить совещание. Тогда он понял, что мечты партии вывести принципиально новую человеческую особь стали явью. Фильм, снятый в 1975 году, показал хорошую, целеустремленную героиню, которая радеет за страну и дело, но при этом впервые заговорил о расчеловеченности режима, где официальная идея вытеснила любое чувство. Замечательно играют Николай Губенко, Леонид Броневой, Василий Шукшин»

- Валерий Кичин «Российская Газета»

Создатели о фильме

Инна Чурикова – актриса

«Я знаю таких людей, как моя героиня Елизавета Уварова. Знаю и уважаю. Хотя мое знакомство с героиней продолжается, иногда мне кажется, что я знаю об Уваровой все, иногда я вновь останавливаюсь перед ней в недоумении, словно впервые с ней повстречалась. Бывает порою непросто сжиться, увязать ее характер с моим.»

«Мне кажется, во всех своих фильмах Глеб опережал общественное мнение лет на семь. А может, даже на десять. Например, картина „Прошу слова“. Когда-то говорили, что он пытается усидеть на двух стульях. Что хочет понравиться и тем, и другим. Правда, непонятно, кто были те и другие. А прошедшие годы доказали, что Глеб снял замечательный, честный фильм о продукте и жертве своего времени. И при этом о талантливом, достойном человеке, Елизавете Уваровой. „Прошу слова“ осталось свидетельством времени. Как мне кажется, очень точным.»

Вернуться к разделу Фильмография