Русский English На главную
ПрессаПроектыСтудияСсылкиКонтакты

Фильмография / Романовы. Венценосная Семья

Романовы. Венценосная Семья

«Романовы. Венценосная Семья» 2000

2000 /Россия/135 мин/ кинокомпания «Вера», Федеральное агентство по культуре и кинематографии РФ

Режиссер — Глеб Панфилов
Сценарист – Глеб Панфилов, Инна Чурикова, Иван Панфилов
Оператор – Михаил Аграночич
Художник-постановщик – Анатолий Панфилов, Александр Бойм, Владимир Гудилин, Борис Мессерер
Художник по костюмам – Светлана Титова
Композитор — Вадим Биберган
Продюсер – Владимир Бычков

В ролях

Александр Галибин — Император Николай II
Линда Беллингхейм — мператрица Александра Федоровна
Владимир Грачев — Великий князь, Цесаревич Алексей
Ольга Будина — Великая княжна Анастасия Николаевна
Юлия Новикова — Великая княжна Ольга Николаевна
Ксения Качалина — Великая княжна Татьяна Николаевна
Ольга Васильева — Великая княжна Мария Николаевна
Андрей Харитонов — Пьер Жильяр
Эрнст Романов — Доктор Боткин
Игорь Скляр — Комиссар Яковлев
Михаил Ефремов – Александр Керенский
Александр Филиппенко – Владимир Ленин
Аристарх Ливанов — Милюков
Игорь Лифанов — Комиссар Масловский
Владимир Конкин — Полковник Кобылинский
Юрий Клепиков — Генерал Корнилов
Олег Басилашвили — Профессор Федоров

Формат – пленка 35мм / ДВД
цветной
Субтитры – английские, на ДВД

Права на театральный показ и ДВД дистребюцию — ВГТРК Россия, эксклюзивный агент по реализации прав кинокомпания «Вера»

Награды

  • 2000 Премия «Золотой Овен» за лучшую работу художника (Александр Бойм, Владимир Гудилин, Анатолий Панфилов)
  • 2001 МФ фильмов о правах человека «Сталкер» в Москве. Приз Гильдии кинорежиссеров (Глеб Панфилов)
  • 2003 Премия губернатора Санкт-Петербурга за музыку к фильмам (Вадим Биберган)

Кадры из фильма

Синопсис

Время действия: февраль 1917 года — июль 1918 года. История трагической гибели последнего русского Императора Николая II и Его Семьи. По-человечески, Николай II никогда не жаждал власти и стал императором по закону престолонаследия. Будучи глубоко чуждый революции, он фактически оказался ее соавтором, соучастником. В этом заключалась его личная трагедия, которая стала трагедией его Семьи и его Народа. Однако, освободившись от бремени власти, он обрел в простоте своей истинное величие.

О фильме

Идея фильма о трагедии последнего русского императора и его семьи возникла у Панфилова во время съемок «Матери» в Нижнем Новгороде, хотя, по признанию режиссера, тема эта мучила и волновала его постоянно. В первом же его фильме «В огне брода нет» в одном из эпизодов Таня Теткина узнает о расстреле царской семьи. Выросший в Свердловске Панфилов знал о последних обитателях дома Ипатьева с детства. Но лишь в 1987 г. на съемках в Нижнем Новгороде в руки режиссеру попала книга воспоминаний Николая Соколова «Убийство царской семьи» (Берлин, 1925), следователя, который по распоряжению Александра Колчака провел фактически первое расследование обстоятельств убийства царской семьи. В ноябре 1987 г., еще работая над фильмом «Мать», Панфилов подписал договор на сценарий. После двух лет изучения все еще полулегальных материалов о гибели царской семьи коллектив авторов (Панфилов, его жена Инна Чурикова и сын Иван Панфилов) закончил сценарий, прослеживающий путь Романовых от вынужденного отречения Николая II от престола в феврале 1917 г. до расстрела в доме Ипатьева в июле 1918 г. Впрочем, сценаристов интересовали не столько политические события, сколько возможность — впервые — наиболее достоверно рассказать историю взаимоотношений в царской семье.

— Максим Медведев, Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. Т. VI. СПб, Сеанс, 2004

Отзывы критиков

«[…]Панфилов, и за это я люблю его „отдельно“, никогда не сверялся с конъюнктурой. Он делал то, что считал своим. Всю жизнь, по сути, он снимает один большой, крупный и очень русский фильм. Про нас. Про страну талантливую и безумную, смиренную и бунтарскую, наивную и мудрую. Конфликты панфиловских лент — за пределами того, что можно разрешить прямо тут, на экране. Глеб Панфилов, кажется, наш единственный трагик в кино.[…]

Предыдущие фильмы Панфилова — это внутренние трагедии сильных, талантливых личностей, сознательно избирающих свой путь. „Романовы — венценосная семья“ — это трагедия дома, разрываемого на частный и государственный.»

Нина Дымщиц «Дом Панфилова», Киноведческие Записки (http://www.kinozapiski.ru/article/534/)

«Каждая мизансцена, каждая монтажная фраза выстроена крепкой режиссерской рукой, каждая деталь, каждый ракурс, каждая интонация выверены — но сообразно не столько с эстетической, сколько с этической задачей»

- Елена Грачёва, «Новейшая история отечественного кино. 1986-2000.» Кино и контекст. Т. VI. СПб, Сеанс, 2004

«Перед нами, ни много ни мало, историческая трагедия. Причем шекспировского масштаба. Только проигранная в другом регистре: в регистре чеховской „тихой“ драмы[…]Николай Романов — в сущности, тоже чеховский персонаж, вынужденный волею судеб играть другую роль, несоразмерную его человеческим возможностям. Тем не менее играет он ее без эффектов, но достойно.»

- Александр Трошин, Киноведческие Записки (http://www.kinozapiski.ru/article/535/)

Создатели о фильме

Глеб Панфилов

«Фильм о любви с конкретным историческим фоном и точной материальной средой. […] Мы занимались исследованием характеров Императора, Его жены, Его детей. Зритель, как правило, хорошо знает, что случилось с Российской Императорской Семьей, но что они были за люди, он знает слабо или не знает вообще. Мы надеемся, что, посмотрев нашу картину, люди скажут: „Теперь мы знаем, как это было на самом деле“...»

«Я не хотел делать масштабную историческую картину. „Романовы...“ изначально задумывались как камерный фильм о царской семье. Это история, рассказанная с позиции человека, который был связан с семьей Романовых в их последние дни, как бы следовал за ними, начиная с определенного момента. И в этом отношении идея была свежей, потому что до сих пор мы все находились по другую сторону баррикады. О царе, его семье и его жене, главным образом, столько было написано скверного, предвзятого, необъективного, что целое поколение выросло на этой лжи. И показать события, следуя за семьей, показать, какой была эта семья — дети, муж, жена, — какими были отношения между ними, я считал чрезвычайно важным. И мы постарались показать это правдиво»

«Когда объявили о канонизации царской семьи, я понял, почему у меня все время откладывалось — ради этого стоило подождать. После захоронения останков злоба дня была утрачена, и фильм от этого, я считаю, только выиграл. Канонизация стала финалом картины, причем очень важным финалом. Картина обрела сразу другой уровень, другую значимость, она не могла и не пыталась удивить открытием истины о тех событиях, а скорее — серьезностью и глубиной подхода»

«Пересмотрите мои фильмы в порядке сюжетной хронологии: „Запрещенных людей“, потом „Вассу“, потом „В огне брода нет“, потом „Романовых“. И вы увидите, что мои взгляды не менялись. В первом же моем фильме есть эпизод: Таня Теткина узнает о том, что расстреляли царскую семью. Просто потребовалось тридцать лет, чтобы я дошел до этой трагедии».

Вернуться к разделу Фильмография