Фильмография
- 1958 – «Народная Милиция»
- 1958 – «Нейлоновая Курточка»
- 1959 – «Вставай в наш строй»
- 1962 – «Нина Меловизинова»
- 1962 – «Убит не на войне»
- 1963 – «Дело Курта Клаузевица»
- 1967 – «В огне брода нет»
- 1970 – «Начало»
- 1975 – «Прошу слова»
- 1979 – «Тема»
- 1981 – «Валентина»
- 1983 – «Васса»
- 1990 – «Мать»
- 2000 – «Романовы. Венценосная Семья»
- 2006 – «В круге первом»
- 2007 – «Хранить Вечно»
- 2008 – «Без вины Виноватые»
Творчество Глеба Панфилова неподвластно ни времени, ни политическим переменам, ни новым веяниям моды. Ибо на протяжении более сорока лет, Панфилову удаётся сохранить целостность и самобытность формы и содержания своих фильмов.
Если возможно разделить творчество режиссёра на этапы, то вырисовываются два условных тематических периода. С начала его творчества и до 80-ых, режиссёр исследует отношения неординарного, сложного героя с окружающим миром при помощи творчества, будь то Таня Тёткина и её картины в фильме «В Огне Брода Нет» (1967), Паша Строганова и её природный актерский дар в фильме «Начало»(1970), либо мэр города Елизавета Уварова в фильме «Прошу Слова» (1975), идеалист, натура творческая и прагматичная одновременно, и Ким Есенин теряющий веру в силу литературного слова в картине «Тема» (1979). Все эти фильмы созданы по оригинальному сценарию режиссера и в соавторстве.
После 80-ых Панфилов обращается за вдохновением к литературным произведениям, и тем самым обусловливает второй этап своего творчества – экранизация русской классики. (Как объясняет сам режиссер: «…уже в „Теме“ я ощутил предел возможного на современном материале. Спасением оказалась классика.» Панфилов Г., «Правда — это импульс, но еще не предмет искусства.» КЗ. 1991. № 11).
«Васса» (1983), «Мать» (1989), «В круге первом»(2006), «Без Вины Виноватые» (2009) – в этих фильмах Панфилов представляет зрителям культурное и историческое наследие прошлого, тем самым, подталкивая зрителя сопоставить времена и задуматься о сегодняшнем дне.
Все главные герои Панфилова – это неординарные люди, и знакомство с ними никогда не проходит бесследно для зрителя. Оно наталкивает на размышления, на переосмысление человеческих отношений и отношений самим с собой.
Но важнейшее качество Панфилов как режиссёра заключается ещё и в том, что все глубокие, порой тяжёлые экзистенциальные сюжеты его фильмов, раскрыты с естественной лёгкостью при помощи органичной актерской игры и ярких стилистических находок. Это умение делает Панфилова одним из немногих режиссёров признанных как критикой, так и зрителем.
Авторский почерк мастера ярко выражен во всех его работах; прежде всего он узнается в творческом и духовном альянсе с выдающейся актрисой Инной Чуриковой, музой почти всех его фильмов, в личном подходе к написанию сценариев, и в постоянстве выбора творческой команды – операторов, художников, композитора.
Панфилов снимает фильмы исходя, прежде всего из своих собственных творческих и человеческих убеждений. Каждая картина Панфилова – это глубоко персональное произведение, созданное усилием режиссёра, его семьи и творческих спутников.
И последняя работа Панфилова, «Без Вины Виноватые», в очередной раз подтверждает, что семья Чуриковой — Панфиловых является одним из самых плодотворных и достойных деятелей кино в России.